25 марта 2011
в День работника культуры Председатель Совета Федерации Сергей Миронов посетил Академию хорового искусства им. В.С.Попова и встретился с руководителями и педагогами музыкальных школ, училищ и творческих вузов Москвы.Перспективы дополнительного
образования и состояние детского творчества в свете проекта закона «Об
образовании» были в центре внимания на встрече Председателя Совета Федерации Сергея
Миронова с руководителями и педагогами музыкальных школ, училищ и
творческих вузов Москвы, сообщает пресс-служба Совета Федерации. Встреча
состоялась в Академии хорового искусства им. В.С.Попова – первом в истории
высшем учебном заведении вокально-хорового искусства, созданном на базе
Московского хорового училища. Ректор академии Николай
Азаров рассказал Сергею Миронову, что сегодня в сферу деятельности
вуза входят учебная, просветительская, научно-методическая работа и широкая
концертная практика. Академия готовит высококвалифицированных специалистов –
дирижеров хора и певцов, любящих и знающих певческое искусство в его главных
академических формах – хоровое, вокальное, оперное. Главная идея этого
учебного заведения, по словам ректора, заключается в продолжении и развитии в
новых исторических условиях давних традиций русского певческого искусства.
Многие выпускники вуза являются в настоящее время ведущими солистами оперных
театров не только в России, но и за рубежом. *
* * «Я очень рад, что наша рабочая
встреча совпала с профессиональным праздником – Днем работника культуры! –
сказал Председатель Совета Федерации, обращаясь к участникам встречи. –
Сегодня мы чествуем наших художников и литераторов, работников библиотек и
музеев, и, конечно же, вас – музыкантов, преподавателей музыки и пения! От
души поздравляю вас с этим праздником!». Несмотря на праздник, продолжил
С.Миронов, сегодня я предлагаю обсудить очень злободневную тему,
связанную с подготовкой проекта закона «Об образовании». «Во-первых, – отметил глава
Совета Федерации, – необходимо сказать о реформе музыкального образования.
Который год у нас в стране Министерством образования и науки
настойчиво продавливается реформа средней и высшей школы. «Новшества» не
обошли стороной и музыкальное образование. Поэтому очень важно сформулировать
и донести до исполнительной власти мнение самого сообщества музыкантов: что
они считают приоритетным и первоочередным для совершенствования системы
воспитания юных талантов». С.Миронов напомнил, что на протяжении 200 лет Россия является
мировым лидером в музыкальном исполнительском искусстве и композиторском
творчестве: «Российским талантам рукоплещут лучшие в мире концертные залы.
Величие нашей Родины и позитивный образ нашего государства за рубежом во
многом определяются именно достижениями в области культуры и искусства. Однако
сегодня будущее нашей культуры не выглядит безоблачным. В этом зале все
понимают, что наше музыкальное образование находится в бедственном
состоянии». «Уникальную отечественную
систему подготовки творческих кадров бездумно разваливают. В недрах Министерства
образования музыкальные и творческие школы остаются пасынками», –
подчеркнул С.Миронов. По его словам, острейшая
проблема сегодня – низкая заработная плата и социальный статус преподавателей
музыкальных учебных заведений: «Если в Москве оклад учителей музыкальных школ
хоть как-то соответствуют минимальному уровню за счет доплат из городского
бюджета, то ставка преподавателя в провинции – всего 6 тысяч рублей. Это
недопустимо мало, ведь основа успехов России в музыкальной культуре
закладывается педагогическим талантом и терпением преподавателей музыкальных
школ». «Зарплаты преподавателей
консерватории и педагогов музыкальных училищ также мизерные. Они абсолютно не
соответствуют ни их профессиональному уровню, ни вкладу в сокровищницу нашей
российской культуры. Практически все преподаватели вынуждены давать частные
уроки или искать иные формы дополнительного заработка, – сказал С.Миронов.
– Мне и моим коллегам на законодательном уровне не раз приходилось отстаивать
предложения о кардинальном повышении заработной платы работникам бюджетной
сферы, в том числе, и преподавателям музыкальных школ. Надеюсь, что мы
добьемся решения этой проблемы». Второй круг проблем, которые
выделил в выступлении глава Совета Федерации, связан с правовым положением
детских музыкальных школ. «Сегодня детские школы искусств
отнесены к системе дополнительного образования и в большинстве случаев
переданы в ведение муниципалитетов. По сути, тем самым они приравнены к
кружкам, студиям или секциям при Домах культуры, что никак не соответствует
их реальному значению, – сказал он, напомнив, что количество детей, которые
обучаются музыке, уменьшилось за последние пять лет более чем на сто тысяч
человек. «Такая практика приведет к
тому, что уже в ближайшее десятилетие до музыкальных училищ и консерваторий
не дойдут тысячи талантливых абитуриентов. Мир культуры лишится ярких
музыкантов, пострадают российские традиции исполнительства, – выразил
опасение С.Миронов. – Помимо всего прочего, мы не должны забывать и о
том, что, закрывая музыкальные школы, мы обрекаем наших детей на культурную
деградацию, отдаем их на откуп телевизора и Интернета». Далее Председатель Совета
Федерации коснулся ситуации, связанной с деятельностью специализированных
школ искусств. «Согласно пресловутому проекту нового закона об
образовании, специализированные школы, находящиеся непосредственно в ведении
Министерства культуры либо региональных управлений культуры, могут лишиться
своего особого статуса, – отметил он. – До сих пор не определено, как
будет осуществляться прием в средние профессиональные учебные заведения
искусств. Есть опасения, что это будет происходить только после окончания
одарённым подростком обязательного общего образования, то есть после девятого
класса обычной школы. Таким образом, музыкальные школы при консерваториях,
хореографические училища и им подобные заведения лишатся возможности приёма
учеников с традиционно принятого в этих видах искусства возраста: с шести лет
в музыке и с десяти – в балете, что полностью противоречит отработанной
десятилетиями системе подготовки профессиональных музыкантов и танцоров».
«Все нынешние российские звезды прошли советскую школу художественного
непрерывного образования, главная особенность которой – обучение будущей
профессии с 5-7-летнего возраста», – напомнил С.Миронов. Были отмечены и трудности,
связанные с процессом приема в творческие вузы. «Продолжаются попытки
затащить творческие учебные заведения в Болонский процесс и поделить актеров
с музыкантами на бакалавров и магистров, – отметил Председатель Совета
Федерации.– По логике Минобрнауки, получается, что
мастерство актера зависит не от таланта, а от количества лет, проведенных в
вузе. При этом с 2009 года экзамены по специальности перешли в разряд
так называемых «дополнительных», а цифры в сертификатах ЕГЭ для поступления в
творческий вуз стали значить больше, чем музыкальная или художественная
одаренность!». В завершение выступления С.Миронов
выразил опасение и в связи с принятым законом № 83–ФЗ о бюджетных
учреждениях, который, по его мнению, «опасен для учреждений
творческого образования тем, что грозит им уменьшением бюджетного
финансирования». «В сотый раз повторю – культура
не может жить по законам бизнеса! Государство обязано поддерживать
творческие сферы деятельности!» – заключил Председатель Совета Федерации. *
* * В выступлениях участников также
была отмечена недостаточная степень проработанности проекта закона «Об
образовании» в части развития дополнительного образования и детского
творчества. «Более четверти учащихся в
нашей академии – это дети из малообеспеченных семей, – отметил ректор
академии Н.Азаров. – Без государственной поддержки образование для
такой категории станет недоступным». «Многие творческие вузы сегодня
лишены возможности подготовки квалифицированных кадров на смену уходящим
специалистам, – сказал в своем выступлении ректор Московской государственной
консерватории им. П.И.Чайковского А.Соколов. – Сокращению подверглась
система послевузовского образования, закрываются аспирантуры и
специализированные советы». Участники обсуждения были едины
во мнении, что сегодня для изменения ситуации недостаточно усилий отдельных
министерств и ведомств, необходима четкая позиция руководства страны. «К чести моих коллег – членов
Совета Федерации, среди них нет практически никого, кто не разделял бы
обеспокоенность, связанную с этим», – заверил собравшихся С.Миронов. *
* * В рамках визита в Академию
хорового искусства Председатель Совета Федерации ознакомился с мемориальным
кабинетом основателя академии – выдающегося хормейстера, профессора Виктора
Попова. Присутствовавший на встрече заслуженный деятель искусств России,
композитор Томас Корганов преподнес в дар Сергею
Миронову уникальное издание – первую биографию Бетховена на русском
языке, автором которой является его дядя – историк и меценат XIX века Василий
Корганов. *
* * В заключение Председатель
Совета Федерации ответил на вопросы журналистов по поводу подготовки проекта
закона «Об образовании». «В случае, если опасения
общественности и деятелей культуры подтвердятся, – Россию ждет, не побоюсь
этого слова, культурная катастрофа! – подчеркнул С.Миронов. – Считаю,
что выходом из ситуации может стать закрепление в законе особого статуса для
образовательных программ в области искусства. Это позволит реализовывать их
наряду с общеобразовательными и профессиональными». |