ИННОВАЦИИ  И  бизнес – ключ  к  модернизации России

Международная конференция с таким названием была организована и проведена нашим партнером - Первой Компанией Инновационного Cервиса. Основными вопросами Конференции стали инновационные методы и инструменты в бизнесе, способствующие росту экономики и модернизации России.

 

На конференции выступили руководители и ведущие менеджеры крупных компаний, таких как Российская венчурная компания, Росатом, «Тройка Диалог», «МегаФон», «Электрон», «Фармсинтез», «Алор», «Boeing», «Siemens Enterprise Communications», «Microsoft Russia», «3М», «CISCO». Государственную позицию в вопросе инноваций обозначил начальник отдела внешней политики Правительства РФ Юрий Хохлов

Иван Буртник, руководитель сообщества «Futurussia», в своем докладе отметил, что в России сохранилась нормальная инженерная и конструкторская школа, но из-за определенного времени технической изоляции мы не всегда в некоторых областях знаем и понимаем, как разрабатывать. Говоря о привлечении к сотрудничеству в том же Сколково крупных иностранных компаний нам нужен именно трансферт технологий. «Нам нужно не чтобы они строили здесь систему и перевозили станки, нам от них нужны технологии».

По его мнению, необходимо переносить в Россию прежде всего технологии разработки продуктов. Технологии разработки это на 20 % стандарты и программное обеспечение и  на 80 % опыт человека.  Перенести это можно одним единственным способом, когда в России совместно с западными компаниями создаются конструкторские бюро и инженерные центры. При этом наряду с привлечением российских специалистов-инженеров,  необходимо, чтобы западные компании привлекали в эти центры своих ведущих специалистов. Важно, чтобы российские и иностранные ученые работали вместе в одном коллективе. «Это сделать катастрофически тяжело. Для этого необходима воля компании. Надо создавать не совместные предприятия по производству чего-то (зачастую это предприятия по сборке уже когда-то разработанного продукта), а создавать конструкторские и инженерные центры с привлечением ведущих специалистов. Это главная задача. Производственных площадок в России достаточно много. Сейчас не проблема найти или создать производственные активы, проблема  создать продукт», - отметил Иван Буртник.

Александр Элинсон, главный исполнительный директор компании «Электрон» в своем выступлении сделал акценты на следующие основные моменты.

Важно создать не что-то локальное, в одном месте, с большой политической волей и большим количеством денег (с большим количеством денег можно в любом месте создать все, что угодно), а создать условия, в которых инновации начнут рождаться сами.  За рубежом вкладываются в инфраструктуру и тогда создаются инновации. «Мы живем в замечательное время в замечательном месте, когда в стране инфраструктура отсутствует как класс, а та, что была создана в советское время, «приказывает долго жить». Сегодня есть возможность, создавая новую инфраструктуру, создавать площадки для инноваций».

Для формирования инновационной модели в разрезе модернизации российской инфраструктуры основополагающим моментом является долгосрочность государственной стратегии. Для того чтобы создать инновацию, а потом ее коммерциализировать и поставить в производство уходит, как правило, не менее трех лет.

Принятие долгосрочных стратегий стимулирует развитие инноваций и производства. Опыт показывает, что одно только принятие государством долгосрочной программы  (даже без внесения изменений в законодательство, без предоставления особых налоговых льгот), дающей бизнесу понять, что будет четкий, стабильный спрос, стимулирует развитие бизнеса, создание нового оборудования, возникновение конкуренции в соответствующей сфере. Если долгосрочных стратегий по разным отраслям будет больше, то будет появляться больше инноваций на рынке, будут создаваться новые рынки. И не нужно будет никого принуждать к инновациям.

Важно формирование инновационной законодательной базы, предусматривающей стимуляцию инноваций.  «Если ее не будет, то никакие инновации дальше Сколково не разовьются».

Существенным элементом является наличие конкурентной среды, в том числе на рынке персонала в инновационной среде. В этой среде, по его мнению, конкуренции сейчас нет.

Необходимо поддерживать внутреннее производство. В Бразилии, к примеру, ввозные пошлины существенно повышены, по некоторым видам оборудования они доходят до 100%. Прослеживается четкая установка все производить внутри.

Александр Элинсон согласился с Иваном Буртником - чтобы инновации рождались, нужна инновационная инфраструктура. Инфраструктура состоит из следующего. Внутренняя инфраструктура: оборудование, технологии, кадры. Внешняя инфраструктура: транспорт и транспортная доступность, внешняя связь, законодательство.

Оптимальной моделью для  взаимодействия российских и зарубежных компаний  Александр Элинсон считает сотрудничество полного цикла - «инновационное партнерство полного цикла», при котором проводятся исследование рынков, разработка продуктов, постановка продуктов в производство, продажа и сервисное обслуживание. Комплексный подход дает возможность минимизировать риски.

При этом компании должны сохранять независимость, то есть не создавать совместного предприятия.  «Если Вы создаете совместное предприятие с крупной компанией, то вы будете подпадать под действие всей системы регулирования, принятой в этой компании. В наших условиях это будет скорое тормозом, нежели движущей вперед силой», - отметил Александр Элинсон.

При взаимном обмене технологиями важно чтобы они были взаимодополняющими.  «Зачастую, если мы берем какой-то западный продукт, то этот продукт один в один невозможно поставить в линейку на российское производство. Простой пример - поезд Сапсан. Если в Европе для таких поездов предусмотрены отдельные пути, то у нас пути общие с обычными поездами и стоящих на платформе практически сносит потоком от проезжающего поезда – они держатся за все, что можно. Здесь важно, чтобы все было продумано в комплексе, а не какая-то одна часть».

Инновации возможны и нужны в любых сферах, в том числе в сфере услуг. Для инноваций не обязательны какие-либо научные изыскания, использование нанотехнологий. Инновация это что-то что позволяет работать продукту гораздо эффективнее – это может быть и возможность для потребителя получить дополнительную выгоду.

Олег Уткин, руководитель отдела  GR Российской Венчурной Компании отметил, что ускорение научно-технического прогресса, которое сейчас называется инновациями, актуально сейчас точно так, как 30 лет назад. «Сейчас модернизация, а 30 лет назад у нас были перестройка, гласность, ускорение научно технического прогресса. По истечении 30 лет глобальные для страны проблемы не изменились».

Он рассказал о смысле венчурного финансирования, целях и задачах РВК. Инноватика это область, которую очень сложно отрегулировать за счет традиционных путей – бюджетного прямого финансирования и банковского кредитования. Для этого предусмотрено венчурное финансирование.

Задача РВК состоит в том, чтобы через определенный обозримый период (в рамках стратегии развития до 2020 года) обеспечить такое развитие инновационно-технологического рынка, который бы смог существовать самостоятельно без внешних «подпорок» в лице бюджетного субсидирования. Задача в том, чтобы отрасль была создана и развивалась самостоятельно.

Юрий Хохлов, начальник отдела внешней политики правительства РФ, в своем выступлении отметил, что модернизация это насущная необходимость нашей экономики.

Готовность экономики к приему новых технологий оказалась  достаточно низка. В этой связи пришлось принимать меры по разработке концепции осуществления комплексной модернизации.

Ситуация сырьевой зависимости экономики не устраивает страну, экономику и бизнес. До 80 % реальных поступлений бюджета составляют таможенные пошлины, 90 % от которых это поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов. Необходимо создание современных производств с высокой добавленной стоимостью. Необходим переход от сырьевых направлений в сферу высокотехнологичной глубокой переработки минеральных и прочих ресурсов. «Ключевая задача наших отношений с иностранными партнерами, чтобы, с одной стороны, их привлечь к совместной работе, а, с другой стороны, создать условия, чтобы совместные производства начинали работать и приносить доход, то есть не только содействовать развитию определенных отраслей, но и пополнению бюджета РФ», - сказал Юрий Хохлов, - «Необходимо развивать фундаментальные исследования. Есть хорошие возможности создания совместных научных центров в ядерной энергетике».

«Важно, что мы навели фокус на инновационный путь развития страны, прекрасно понимая, что фактически альтернатива этому пути есть.  Для нас инновационный путь это эффективное развитие экономики с тем, чтобы Россия по праву занимала свое место среди государств большой восьмерки и могла пользоваться плодами научно-технического прогресса».

По мнению Дениса Ковалевича, директора Департамента стратегического управления Росатом, технологии это якорный элемент, который лежит в основе модернизации и инновационного развития. В своем выступлении он рассказал о Росатоме, о его структуре, направлениях модернизации и технологиях реализуемых Росатомом, инвестировании в медицину, сельское хозяйство и другие сектора.

Говоря о технологиях, он выделил 3 направления инвестиций: модернизация, повышение эффективности уже существующих продуктов на тех рынках, на которых работает компания; создание новых технологий для этих рынков; создание новых технологий для рынков, на которые компания планирует выйти.

Говоря о научно-исследовательских институтах, он отметил, что при Советском Союзе институтам ставились конкретные задачи и всегда было избыточное обеспечение ресурсами – финансовыми и кадровыми. В условиях рыночной экономики, когда нет избыточных ресурсов, мы вынуждены опираться не на этот механизм, а на отдельных людей – на их мотивацию, на их самоопределение как исследователей, которые доводят продукт до коммерциализации, то есть становятся предпринимателями.

«Сейчас в наших научно-исследовательских институтах такая мотивация не поддерживается и в ближайшие десятилетия мы будем вынуждены проводить, реорганизацию этих организаций, с тем, чтобы поддерживать тот человеческий актив, кроме которого у нас, кстати говоря, ничего и нет», - сказал Денис Ковалевич.

Светлана Баланова, генеральный директор «3М», в частности рассказала о том, каким образом в компании организовано исследование. В «3М» несколько уровней лабораторий.

Это корпоративные исследовательские лаборатории – они занимаются разработками технологий на ближайшие 10-15 лет. Они не занимаются производством новых продуктов, а занимаются именно работой с такими фундаментальными исследованиями как нанотехнологии, исследования лазера, исследование топливной сферы и так далее.

В бизнес-структурах существуют прикладные лаборатории, которые занимаются разработками новых продуктов. Эти лаборатории работают на перспективу от 3 до 5 лет.

Третий уровень это технологические центры, которые занимаются разработкой применения уже существующих продуктов и разработкой технологических карт процессов для клиентов с применением существующего продукта.

Такие уровни научно-исследовательской и внедренческой деятельности позволяют компании решать не только задачи сегодняшнего дня, но и создавать  будущее компании на ближайшие 10-15 лет  и даже 20 лет.

Светлана Баланова также отметила важность инновационного климата в компании. В их компании, в частности, существует «Правило 15 %», которое позволяет любому сотруднику научно-исследовательской лаборатории выделять до 15 % своего рабочего времени на любой интересующий его проект, который он считает перспективным, вне зависимости от того, заинтересована компания в таком проекте или нет.

Михаил Янчишин, директор конструкторского центра Boeing, рассказал о глобальных инновационных проектах в аэрокосмической области, о российско-американском сотрудничестве в выполнении крупных инновационных проектов.

Компания Boeing активно сотрудничает с российской промышленностью в области создания новейшей технологии - «интеллектуальные услуги», находящейся в инновационном секторе экономики.

Объем «интеллектуальных услуг», приобретаемых компанией Boeing у России, намного превосходит объем услуг, приобретаемых ею в какой-либо другой стране мира.  Более 40% самолета Boeing 787  - российские разработки. Россия является основным источником и ключевым участником политики глобализации компании Boeing, благодаря российскому образованию, науке и накопленному опыту.

«Мы верим в российскую промышленность, в российскую науку, ее систему образования и в ее производственные компании. Россия имеет уникальные возможности по использованию и развитию преимуществ от совместной деятельности в области инженерных, научных и информационно-технологических услуг. Например,  применение высокотехнологичных возможностей информационных технологий в инженерных работах, а также использование информационных технологий для проведения научно-исследовательских работ», - отметил Михаил Янчишин. 

Тигран Погосян, заместитель генерального директора по стратегическим вопросам компании «МегаФон», выступил с презентацией на тему «Инновации в телекоммуникациях на примере компании “МегаФон”, рассказав о достижениях компании и инновационных решениях практически во всех сферах современной жизни – связь, транспорт, здравоохранение, безопасность. Особое внимание было уделено инновационным подходам в реализации проектов в сфере поддержки спорта и подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 в г. Сочи.



Журнал «Деловой Контакт», декабрь 2010 – январь 2011