Весь крупный российский бизнес
вкладывает в научные исследования и разработки вдвое меньше, чем одна группа Volkswagen
4 июля 2011 г.
Рейтинговое
агентство «Эксперт РА» (www.raexpert.ru) провело исследование инновационной
активности крупного бизнеса в России, результаты которого стали одной из
тем для обсуждения на Форуме «Русские инновации»
29 июня 2011 года.
Как показало
исследование, «Крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых,
незаинтересованных участников инновационных процессов. Так,
за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных
затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65%, а в среднем
по странам ОЭСР приближается к 70%. В России ситуация обратная: за счет
корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР», – комментирует
Дмитрий Кабалинский, заместитель генерального
директора «Эксперт РА». – Суммарный объем затрат российского
корпоративного сектора на НИОКР более чем в 2 раза уступает бюджету на
исследования и разработки компании Volkswagen.
Удельный вес затрат на НИОКР в выручке российских компаний в 4-6 раз ниже, чем
у зарубежных конкурентов».
Источники финансирования НИОКР в России и за рубежом (в % от общих затрат на НИОКР)
Источник: Росстат, OECD Main Science and Technology Indicators.
Исследование
также показало, что говорить конкретно о своих инновационных достижениях
крупные российские компании пока не готовы. Согласно исследованиям
инновационной активности крупного бизнеса, проводимым рейтинговым агентством
«Эксперт РА» в 2010–2011 годах, раскрыть сведения о корпоративных инновационных
проектах готово чуть более 40 компаний. Остальные около 90% крупнейших компаний
России, представленные в списке «Эксперт-400» под тем или иным предлогом
отказываются рассказывать о своих вложениях в инновациях или попросту
игнорируют соответствующие запросы со стороны СМИ.
Низкая активность бизнес-сектора в финансировании НИОКР в значительной
степени обусловлена слабым развитием в России системы частно-государственного
партнерства при реализации инновационных проектов бизнесом: доля компаний,
получавших бюджетное финансирование на эти цели, составляет в России всего
0,8%. Для сравнения: в Германии – 8,8%, в Бельгии – 12,7%. Также недостаточная
поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса. Объем программ Small
Business Innovation Research (SBIR) Program и Small Business Technology Transfer (STTR) Program в США составляет 2 млрд
долларов, в России «инновационный» компонент федеральной программы поддержки
малого инновационного бизнеса эквивалентен примерно 67 млн долларов, размеры
Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере –
примерно 113 млн долларов.
Изменить
нынешнее положение дел может изменить активная позиция государства, которое
должно создать эффективную систему стимулов и льгот для крупного бизнеса,
занимающегося внедрением инноваций.