У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ МЕЧТА И ВИДЕНИЕ КАК ДОСТИЧЬ ЭТОЙ МЕЧТЫ

Очень успешным предпринимателем может стать человек, имеющий задатки. Но залог успеха – задатки плюс знания. А знания появляются в процессе получения опыта и обучения. О программах по обучению предпринимательству, инновационном и инвестиционном климате России, а также о целях, задачах и деятельности Центра предпринимательства журнал «Деловой Контакт» поговорил с президентом Центра – Виктором Седовым.

Виктор Седов, президент Центра Предпринимательства

 

- Расскажите, пожалуйста, о Центре предпринимательства. Какие его основные цели, задачи, направления деятельности? Какую реальную помощь, содействие вы оказываете предпринимателям?

Центр Предпринимательства создавался изначально с одной единственной целью: ускоренное развитие предпринимательства в России. Собственно этим Центр и занимается с 2002 года. Основные  направления нашей деятельности – это работа с  предпринимателями и работа с молодежью. С молодым поколением мы работаем в надежде на то, что в дальнейшем, закончив школы и ВУЗы, эти люди выберут для себя предпринимательский путь.

Мы занимаемся развитием предпринимательства, в этом заключается наша основная помощь. У нас есть  различные программы для самих предпринимателей, такие как:  4-х часовые образовательные

модули по управлению финансовыми потоками, предпринимательскому маркетингу, стратегическому планированию, управлению предпринимательскими компаниями и другим актуальным темам.

Также мы осуществляем Fast Track – цельные курсы по 32 часа по искусству управления своей компанией с помощью бизнес-планирования. По результатам этого курса предприниматель должен быть в состоянии написать новый бизнес-план.

Стоит отметить, что отдельные модули и Fast Track – это программы не для стартапов, а для предпринимателей, у которых бизнес существует уже несколько лет, желающих вывести его на новый уровень.

Недавно мы получили доступ к новым программам – в частности Cisco Systems. Это в том числе программы для стартаперов  и растущего бизнеса.

Мы знаем из мирового опыта, что на первом месте по полезности для предпринимателей – networking, общение с себе подобными. И у нас много условий для организации такого общения. В частности мы проводим деловые завтраки с заранее заданной темой, очень актуальной для сегодняшнего дня. Выступающие – успешные предприниматели, которые делятся своим опытом, инвесторы, провайдеры услуг.

Также мы организуем стажировки для предпринимателей в США.

Это основные направления, как мы развиваем предпринимательство с точки зрения работы с самими предпринимателями.

Наша деятельность затрагивает и Университеты. Мы продвигаем предмет «Предпринимательство». Этот предмет очень активно  преподается во всем мире студентам разных специальностей. В России этот предмет делает робкие шаги, но благодаря нашим усилиям более 300 российских профессоров прошли подготовку по ведению этого предмета.

- В чем международный аспект деятельности Центра – это только преподаватели из США или присутствует и обмен опытом между представителями бизнеса?

Международный аспект очень существенный. Из 10 образовательных модулей, 9 были написаны авторами из США. Fast Track мы используем по лицензии от Kauffman Foundation (США). Все программы переведены на русский язык и полностью адаптированы. Наши преподаватели – предприниматели из России. Хотя мы очень активно используем и зарубежный опыт. В этом году была новая программа для руководителей технопарков и бизнес-инкубаторов. Она была полностью разработана и читалась специалистами из США. В октябре, по следам этой программы, делегация из Нижнего Новгорода поедет в США, в том числе в Силиконовую долину, изучить на практике зарубежный опыт организации технопарков и бизнес-инкубаторов.

В сфере обучения преподавателей  в Высшей школе мы используем целиком зарубежный опыт, но не только американский. У нас есть партнер из Голландии, который на протяжении 10 лет организует специальные программы для обучения преподавателей ВУЗов, куда мы отправляем профессоров из наших ВУЗов.

В России мы проводили обучение профессоров предпринимательству уже 6 раз – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

- За время работы центра были ли случаи создания совместных российско-американских предприятий, как много было совершено сделок между российскими и американскими компаниями благодаря содействию Центра?

Наша деятельность не направлена на оказание конкретной помощи конкретному предпринимателю. Мы не консалтинговая компания, которая берет на себя такой аспект работ. Мы можем помочь контактами, образовательными программами. Мы знаем многих предпринимателей, мы приглашаем их поделиться своим опытом. Но мы не занимаемся отдельно взятым предпринимателем, чтобы прописать ему план по реализации бизнеса.

- У Центра есть программы и семинары по обучению предпринимательству. Как Вы считаете, любой ли может быть успешным предпринимателем, можно ли обучить предпринимательству или для этого нужно иметь предпринимательскую жилку, особый внутренний деловой стержень?

Я считаю, что обучить предпринимательству можно. В США «Предпринимательство» как предмет читается во многих ВУЗах. В Гарварде самая большая по численности кафедра – кафедра Предпринимательства. Основываясь на практике, студенты, получившие такую подготовку, впоследствии часто становятся предпринимателями и довольно успешными. Согласно исследованию, если взять выпускников MIT, Массачусетского технического университета,  которые стали предпринимателями, и сложить созданные ими компании в одну экономику, то согласно консервативному взгляду эту экономику можно поставить на 17 место экономик мира, по либеральному взгляду – на 13 место. Это абсолютно потрясающий результат. Из этого можно сделать вывод, что  в MIT – правильная предпринимательская культура.

Безусловно, очень успешным предпринимателем может стать человек, имеющий задатки. Но залог успеха – задатки + знания. На данный момент конкуренция между компаниями настолько высока, что стать успешным предпринимателем, не опираясь на знания, просто невозможно.

- Какими наиболее важными качествами и какими способностями на Ваш взгляд нужно обладать предпринимателю для достижения успеха в своем деле?

У предпринимателя должна быть мечта и видение, как достигнуть этой мечты. Необходимы знания, умение разумно рисковать. Нужно быть ответственным и дисциплинированным человеком. Предприниматель – инноватор, у него другой тип мышления и этот тип мышления может закладываться в ВУЗе, если там существует правильная экосистема и предпринимательская культура.

- Что Вы вкладываете в понятие культура предпринимательства?

Это всеобъемлющий термин. Пожалуй, культура предпринимательства – общее позитивное отношение к предпринимательству как к виду деятельности, который формирует национальное богатство, создает рабочие места, обеспечивает благополучие нации. Если в обществе есть понимание и желание поддержать предпринимателей, то в обществе сложилась правильная предпринимательская культура.

- Расскажите о ближайших планах Центра. Осенью 2012 года у вас планируется ряд мероприятий, в том числе международных.

Планов очень много, есть известный Инвестиционный  международный сочинский форум. В сентябре мы будем во второй раз проводить там  вместе с нашими партнерами круглый стол. Мы планируем затронуть тему вступления России в ВТО, и то, как это может отразиться на предпринимательской деятельности.

Затем, 27 сентября состоится наша Ежегодная конференция «Актуальные вопросы развития предпринимательских компаний». Она во многом отличается от мероприятий других структур. Дело в том, что у  нас выступают предприниматели, которые делятся своим опытом с другими предпринимателями, передают свои знания путем общения. Откроет конференцию председатель Глобального предпринимательского конгресса, президент Глобальной предпринимательской недели Джонатан Ортманс. В рамках конференции будут выступающие из Европы и выступления успешных российских предпринимателей. В том числе одна из дискуссий будет посвящена тому, как они добились успеха за пределами России.
С 12-18 ноября пройдет Глобальная предпринимательская неделя. Мы являемся организатором этой Недели в России. В этом году Неделя будет широко поддержана в Москве Московским департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства. В целом, ожидается около 300 мероприятий в одной только Москве, плюс мероприятия в регионах.

Также мы проведем специальную международную трехдневную конференцию для преподавателей ВУЗов.

Известный Центр Микрофинансирования  проведет свою годовую конференцию в Казани, где предполагаемое количество участников около 800 человек.

В октябре, как я уже упоминал, делегация Нижнего Новгорода едет в США на 10-дневную стажировку для руководителей технопарков и бизнес-инкубаторов.

Мероприятий очень много, более подробную информацию для ознакомления можно найти на сайте Центра Предпринимательства http://www.cfe.ru/

- Как Вы оцениваете инвестиционный климат в России? Что необходимо предпринять для его улучшения?

Климат постепенно, но движется в сторону улучшения. Во многом это связано и с усилиями федеральных властей по поддержке предпринимательства  в целом, по повышению конкурентоспособности России и по улучшению инвестиционного климата. На федеральном уровне усилия большие, на региональном уровне мешают и бюрократия, и административные барьеры, и коррупция. Сейчас существует новый проект – связать ответственность регионального чиновника, губернатора за инвестиционный климат в регионе. На мой взгляд, это правильное предложение - то, насколько этот чиновник справился с этой ответственностью, будет также оценивать и бизнес-сообщество.

- Сложнее ли на Ваш взгляд вести бизнес в России по сравнению с США и Европой?

Конечно сложнее. Это связано все с теми же административными барьерами и высокой коррупцией. Мы неоднократно приглашали на свои мероприятия российских предпринимателей, которые ведут бизнес в США, Европе. И они подчеркивают, что там вести бизнес проще.

- Мы постоянно слышим об инновациях, поддержке инноваций – насколько эта поддержка на Ваш взгляд реальна – все ли инноваторы могут ее получить и что для этого нужно?

Об инновациях у нас в последнее время говорят очень много на высшем и региональных уровнях. В России огромное количество технопарков, бизнес-инкубаторов, но часто руководители этих технопарков не знают, как правильно работать, как добиваться того, чтобы их центры становились реально центром, где появляются и расцветают инновации. Зачастую эти технопарки просто льготно сдают площади для коммерческих компаний, не занимаясь своей основной предполагаемой деятельностью. Мы сделали специальную обучающую программу совместно с Intel на базе МГУ, которая была успешно прочитана для менеджеров и руководителей бизнес-парков. Примечательно, что на нее приехали люди из таких далеких от Москвы городов, как  Южно-Сахалинск и Калининград. Таких программ очень мало. Мы планируем повторить ее и в следующем году.

- Если сравнивать Россию с Европой и США, чем отличаются наш инновационный климат и возможности для внедрения инноваций? Что мы могли бы перенять у них и, напротив, они у нас?

Главное, надо понять, что такое инновации и когда и где они появляются. Появляются они на пересечении идей, культур, знаний и т.д. В книге «Эффект Медичи» Франса Йоханса это как раз и объясняется. Проблема в том, что в России нет попыток организовать сотрудничество между нашими и зарубежными технопарками. Сделана большая ставка на Сколково, но никто не пытается построить сеть отдаленных друг от друга игроков, обменивающихся опытом и знаниями. Их общение друг с другом может способствовать появлению колоссальных  прорывных технологий, решений, изобретений. Подобное общение крайне необходимо для улучшения  инновационного  климата.

- Какие практические советы Вы могли бы дать нашим инноваторам, которые пока только имеют идею, разработку, но хотели бы ее внедрить, коммерциализировать – какие шаги предпринять, на что обратить особое внимание?

Главный совет – не муссировать свою идею в одиночку. Необходимо советоваться с коллегами, с успешными предпринимателями. Найдите людей с разным кругозором и опытом. Таким образом, Вы обеспечите себе поддержку, обретете партнеров, потенциальных инвесторов. На мой взгляд, это единственный правильный путь.

 

Журнал «Деловой Контакт», сентябрь-октябрь 2012 г.