|
|||
|
|||
Женщины и бизнес
в России |
|||
В 2013 году количество стартапов
в России увеличилось на 25 %. По уровню предпринимательской активности Россия
сегодня опережает Германию, Италию, Францию и Японию, поднявшись на 8 позиций
вверх по сравнению с 2012 годом и заняв 60-е место (Глобальный мониторинг
предпринимательства). И роль женщин-предпринимателей в усилении позиций
России в сфере развития предпринимательства нельзя не признать. По результатам исследования "Женщина и
бизнес", проведенного RB.ru совместно с Центром предпринимательства в
сентябре 2014 года, препятствий к открытию бизнеса еще достаточно: 39 %
опрошенных считают, что у женщин в России нет возможности открыть собственный
бизнес - нет времени, денег, ресурсов. Среди других проблем, которые мешают россиянкам
создать собственное дело - нехватка опыта (19%), недостаточное количество
примеров успешных женщин-предпринимателей (15%), недостаток образования (11%)
и нехватка технологической базы (10%).
Тем не менее, эти препятствия преодолимы. Для содействия женщинам-предпринимателям
в открытии бизнеса в первую очередь требуются информационные консультации и
обучение (41%), создание общественных организация (24 %) и создание
специальных условий по привлечению финансирования (16 %), а также введение
дополнительных льгот (14 %). |
|||
|
|
||
По словам Виктора
Седова, Исполнительного директора Центра предпринимательства, потенциал
развития женского предпринимательства в первую очередь заключается в том, что
в России в целом начинает расти количество предпринимателей. Недавнее
исследование «Глобальный мониторинг предпринимательства» показал, что число женщин, открывших свой бизнес в 2013 сравнялся с тем же
показателем у мужчин. А ведь еще в 2006 году женщин в собственном бизнесе
было в 3 раза меньше. Этот тренд просто прекрасен, потому что России нужны
миллионы предпринимателей – не важно, мужчин или женщин. София Азизян,
партнер EY, руководитель направления по кадровой стратегии в СНГ,
комментирует рост числа женщин-предпринимателей: «Эти позитивные перемены
связаны как со становлением предпринимательской культуры в нашей стране, так
и с изменением статуса предпринимателя, который сегодня высоко ценится
обществом. Все это способствует улучшению условий ведения бизнеса». Более того, этот
показатель свидетельствует о все более возрастающей
популярности идеи создания собственного бизнеса среди женщин. Уже сегодня
есть яркие примеры успеха не только на региональном, но даже на федеральном и
международном уровне. В мире хорошо известны имена таких российских
предпринимательниц и общественных деятелей, как Наталья Касперская, Анна
Владимирская, Надежда Копытина, Алисы Чумаченко, Елена Масалова,
Мария Малыхина, Наталья Матвеева и другие. Однако, никто не говорит,
что собственный бизнес всегда гарантирует успех. Совершенно
однозначно, что женщины-предприниматели в процессе становления своего
бизнеса переживали самые разные моменты его развития – как взлеты, так и
трудности. По словам Алены
Владимирской, создателя агентства интернет-рекрутинга
PRUFFI, главная трудность заключалась в том, чтобы решиться уйти из
успешного бизнеса Mail.ru в неизвестность: «Ощущение, наверное, похоже, когда
спиной шагаешь в пустоту. Единственное, я шагала не
спиной, а с открытыми глазами, поскольку я знала истории не только успеха, но
и провалов при создании собственного бизнеса». Она также признает, что одна из самых трудных вещей в
собственном бизнесе – это необходимость принимать сложные решения: «Вообще,
все ключевые решения принимаются очень тяжело, потому что нет такого
идеального рецепта или верного решения. Любой выбор ведет компанию по одному
пути. И совершенно неизвестно, был бы другой путь лучше или нет». Что же для самих женщин-предпринимателей является
мерилом успеха? Где та планка, достигнув которой, женщина-предприниматель
готова сказать: «Это мой успех, мое достижение». На самом деле, однозначного
рецепта для достижения и изменения успеха не существует. Для каждого
предпринимателя – это какая-то своя вершина Эвереста или даже просто сам
процесс путешествия по этой дороге жизни и бизнеса. По
мнению Надежды Копытиной, основателя и Президента группы компаний «Ледово» для нее успех самый значимый в истории
компании - это шаг за шагом реализация задуманного. Сначала - реализовать идею выращивания шампиньонов в
России, для чего привезти в страну новую голландскую технологию и с
«нулевого» уровня поставить в 2000 году объекты на 5Га земли. Затем в
1996 году привезти и внедрить в Россию технологию шоковой индивидуальной
заморозки креветок и других морепродуктов, а также и шампиньонов. Производить
10 тысяч тонн в год готовой замороженной продукции. Алена Владимирская
говорит так: «Что касается успехов, то для меня это две вещи в истории компании.
Во-первых, признание центральным офисом Facebook в
Восточной Европе и России в 2013-2014 году нашей компании как лучшего бизнес-кейса Facebook. А
во-вторых - это то осознание команды, которое пришло ко мне во время моего
первого отпуска за четыре года создания компании, когда я оказалась без
интернета на две недели. Когда я вернулась и увидела, что все работает - я
поняла, что команда создана, выращена и работает самостоятельно, как это и
должно быть в настоящем бизнесе». Наталья Ларионова,
Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и
конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации, привела статистику по участию субъектов малого и среднего
предпринимательства в федеральной программе: «Ежегодно в рамках программы
финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства поддержку получают
свыше 200 тыс. человек, в сфере малого и среднего предпринимательства
создается более 100 тыс. новых рабочих мест. В рамках программы также
предусмотрены дополнительные возможности для развития бизнеса,
непосредственно организованного женщинами. Речь идет о поддержке социального
предпринимательства. Субъекты социального предпринимательства, которые
учреждены женщинами, имеющими детей в возрасте до 7 лет, либо обеспечивают
занятость таких женщин, могут получить субсидию на реализацию проекта в
социальной сфере (в размере до 1 млн. рублей)». Конечно, для открытия бизнеса, женщинам потребуются
знания и основ ведения бизнеса, и существующих программ поддержки
предпринимательства в регионе. Именно поэтому целый ряд организаций, в числе
которых Департамент науки и промышленности Москвы, Центр предпринимательства,
компания EY и многие другие берут на себя инициативы по созданию площадок для
общения среди начинающих предпринимателей, где можно поделиться опытом,
услышать истории успеха и набраться новых бизнес-идей.
По словам Ирины Жуковой, Директора по
коммуникациям и связям с общественностью аффилированных компаний «Филип
Моррис Интернэшнл» в России, компания содействует развитию потенциала
женщин старшего возраста, организовывая занятия в области информационных
технологий в рамках благотворительной программы «Статус: Онлайн». И уже есть
примеры того, как благодаря окончанию курсов компьютерной грамотности
участницам удаётся найти новое место работы и даже начать собственное
дело. Российские женщины учатся очень быстро.
Поэтому очень скоро, у них есть все шансы занять лидирующие позиции среди все
более увеличивающегося числа предпринимателей в России. Но им в первую очередь нужны не специальные,
какие-то особые и отличные от мужчин программы поддержки и финансирования их предпринимательской деятельности. Гораздо важнее
дать им возможность поверить в себя, показать положительные примеры других
успешных женщин и предоставить возможность пообщаться с опытными
предпринимателями, что в конечном итоге и приведёт к вдохновению и смелости
начать осуществлять свою мечту. О Центре
предпринимательства Центр
предпринимательства (Центр) занимается поддержкой и развитием
предпринимательства в России. www.cfe.ru, twitter @CFE_RUSSIA, Facebook.com/CenterPredprinimatelstva, https://www.linkedin.com/company/801023?trk=prof-exp-company-name |
|||
|
|||
|
|
||