Новые горизонты навигации. Итоги Х юбилейного Международного Навигационного форума

 

 

 

Стратегия развития навигационного рынка в России и мире, новые интеграционные услуги и сервисы на основе спутниковой навигации, беспилотники, Интернет вещей, безопасные города, умные автомобили и дома, высокоточная навигация, дальнейшее  развитие проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» обсуждались ведущими мировыми и российскими экспертами в рамках Недели высоких технологий в Москве.

На прошлой неделе в Москве состоялся Х юбилейный Международный Навигационный форум, который является центральным событием и главной коммуникационной площадкой для обсуждения новейших технологических и рыночных тенденций навигационной отрасли, в том числе развития технологий ГЛОНАСС, в России и мире.

 

Совместно с форумом  проходила 8 Международная выставка «Навитех-2016», которая является уникальным специализированным проектом, где представлены мировые лидеры рынка спутниковой навигации, навигационно-информационных технологий, геодезии и картографии. В этом году выставка «Навитех-2016» прошла в единые сроки с выставками «Связь» и «СТЛ. Системы транспорта и логистики» в рамках «Российской недели высоких технологий». Такой формат значительно расширил аудиторию профессиональных посетителей выставки, повысил уровень и масштаб деловых встреч. Проведение данных проектов в одни сроки на одной площадке способствуют успеху совместных усилий государства и бизнеса, направленных на широкое применение глобальных навигационных технологий в важнейших отраслях экономики.

В рамках пленарного заседания Навигационного форума помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин отметил успехи развития навигационной отрасли за последние десять лет в первую очередь за счет запуска масштабного государственного проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» (государственная автоматизированная система экстренного реагирования при авариях).

По словам Игоря Левитина сегодня по автодорогам страны курсируют более 25 тысяч автомобилей, оборудованных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС». В перспективе к «ЭРА-ГЛОНАСС» будет подключен весь автомобильный транспорт.

«Хотел бы сказать, что это только первый этап внедрения данных технологий в российском транспортом комплексе, и мы его прошли успешно. Была сформирована законодательная база, что очень важно. Тем самым создаются благоприятные возможности для развития малого и среднего бизнеса. Подводя итог прошедших 10-ти лет необходимо отметить, что успехи в развитии навигационного рынка стали возможны благодаря правильно выбранным механизмам управления. Среди них постоянное активное взаимодействие государственных институтов и российского бизнеса», – сказал Игорь Левитин.

Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов рассказал о внедрении системы и установке устройств вызова экстренных оперативных служб на этапе автопроизводства как о конкурентном преимуществе производимых в России транспортных средств.

«Развитие инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» в настоящее время является основным драйвером не только российского навигационного рынка, но и автомобильной и радиоэлектронной отраслей», – заявил Александр Морозов. «Благодаря работе Правительства Российской Федерации, АО «ГЛОНАСС» и НП «ГЛОНАСС» проект активно развивается. Одно из дальнейших направлений – это экспорт решений и технологий ГЛОНАСС за рубеж, в первую очередь, в страны Евразийского экономического союза. На базе апробированных решений и терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» могут создаваться аналогичные системы других государств и в дальнем зарубежье», – прокомментировал он. 

Надо отметить, что международное сотрудничество в области создания технических требований активно развивается. Российская Федерация возглавляет международную группу по разработке Правил ООН в отношении требований к транспортным средствам, оснащенным устройствами вызова экстренных оперативных служб. Опыт создания и внедрения российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС» ляжет в основу глобальных международных требований, которые будут универсальными для европейской e-Call и других аналогичных систем.

Уже сейчас созданы все условия для проведения сертификационных испытаний автомобилей. В ЕАЭС аккредитованы семь органов по сертификации и три испытательных центра. Результаты испытаний взаимно признаются на территории всех государств-членов ЕАЭС.

По мнению Алексея Цыденова, заместителя министра транспорта Российской Федерации, за последнее время действительно создана целая отрасль новых услуг на основе навигации. Сейчас уже воспринимается как обыденность, что школьные автобусы, кареты скорой помощи, автомобили полиции оснащены оборудованием ГЛОНАСС. Когда на место происшествия в автоматическом режиме направляется помощь – это не воспринимается как какое-то новшество, а как само собой разумеющееся, и как то, что должно быть априори. Такими же темпами развиваются дополнительные виды услуг, в которых используется навигационные технологии. «Сфера применения ГЛОНАСС шагнула далеко и вширь и ввысь по всем направлениям, в том числе в авиации, в дорожном движении, в строительстве, в мониторинге инфраструктуры, в мониторинге ответственных объектов. Беспилотная авиация большая, бесплотная авиация малая, доставка почты, доставка той же пиццы – это то, на что претендуют в развитии мировые компании. Авиация в беспилотном варианте в любом случае привязана к точным картам, к точным сигналам и инфраструктуре передачи сигнала, к инфраструктуре по повышению точности сигнала. Эту сферу деятельности мы активно развиваем. Сейчас на автодорогах России реализуется пилотный проект по созданию инфраструктуры, обеспечивающий беспилотный трафик для автомашин. Если производитель машин сделает беспилотный автомобиль, ему, в любом случае, нужна дорожная инфраструктура. Мы создаем участок дороги, который будет связан с технологией беспилотного вождения автомобилей и позволит отработать все системы, все условия для развития данного направления»,–  говорит Алексей Цыденов.

Александр Гурко, президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» (НП «ГЛОНАСС»), также прогнозирует активное развитие беспилотных навигационных систем. «Основное направление деятельности НП на ближайшие годы развитие навигационных технологий, прежде всего, в сфере беспилотного транспорта, системы управления трафиком и контроля беспилотными навигационными системами. В 2015 году продано уже более миллиона беспилотников, по прогнозам к 2025 году эта цифра будет составлять более ста миллионов беспилотных навигационных систем. Этот рынок активно растет, мы насчитали около 120 различных приложений, в которых дроны используются для промышленного,  коммерческого и бытового назначения. При этом очень важно сформировать эффективную нормативную базу, найти компромисс между развитием рынка технологий и безопасностью для пользователей беспилотного транспорта и окружающей среды. Наша задача – снять барьеры, в том числе законодательные, для развития технологий, чтобы Россия могла стать частью глобального рынка, – говорит Александр Гурко, – Деятельность по беспилотным навигационным системам будет вестись в четырех основных направлениях: создание инфраструктуры, разработка регуляторики, разработка экосистемы сервисов и разработка требований к бортовому оборудованию. Несколько недель назад мы подписали контракт с ОАО «Российские космические системы», в рамках которого начали проектирование инфраструктуры и создание основы нормативно-правовой базы в этой области».

Возвращаясь к рассмотрению системы «ЭРА-ГЛОНАСС», как драйвера навигационного рынка, стоит отметить итоги работы системы. Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков рассказал участникам форума: «По состоянию на сегодняшний день в информационном ресурсе системы зарегистрировано 25 607 транспортных средств, оснащенных терминалом вызова экстренных служб. За это время операторы фильтрующих контактных центров «ЭРА-ГЛОНАСС» приняли более 23 500 вызовов, из которых 26 были признаны истинными (22 вызова были произведены в ручном режиме, 4 – при тяжелых ДТП – в автоматическом режиме). Время доставки информации о ДТП составляет в среднем 10 секунд. Существенно сократилось время реагирования экстренных служб». Также Андрей Недосеков отметил, что система работает в полном объеме, нареканий от автопроизводителей и от автовладельцев нет.

«Предусмотренное поручениями Президента Российской Федерации применение составных частей системы «ЭРА-ГЛОНАСС» при условии использования ключевых преимуществ терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечит развитие рынка навигационных технологий ГЛОНАСС и других высокотехнологичных продуктов, позволит расширить применение навигационно-информационных технологий в целях обеспечения безопасности дорожного движения», – сказал Андрей Недосеков.

Отдельное внимание на форуме было уделено аспекту применения технологий для безопасности движения. «Применение информационно-навигационных технологий позволит решить задачи в области обеспечения безопасности дорожного движения, включающие техническую поддержку безопасной эксплуатации автомобиля; сокращение негативных последствий ДТП (освобождение дорог); экстренное реагирование при авариях и предупреждение об опасности на дороге; взаимодействие с системой-112, АПК «Безопасный город», а также другими информационными системами по обмену данными о ДТП и результатах реагирования на происшествие», – подчеркнул Андрей Недосеков.

Эксперты также выделяют в качестве основных драйверов мирового развития навигационной отрасли в ближайшие 3-5 лет капитализацию посредством коммерческих сервисов – информационных, безопасности, платежных, страховых, технической поддержки; возможности «подключенного автомобиля» (Connected Сar) и Сonnected People, применение пользовательских интерфейсов в области автомобилестроения.

Основные тренды на транспорте – это «умный» автомобиль, «умный» беспилотный автомобиль и в целом «умные» виды транспорта. Стремительно  быстро развивается сегмент in vehicle infotainment – автомобильные информационно-развлекательные системы.

Перспективным трендом является развитие indoor-навигации (навигации внутри помещений) и, в целом, сквозной (бесшовной) навигации, когда пользователь уже не замечает, какая технология работает внутри помещения, а какая снаружи, имея при этом надежное навигационное решение. «При этом спутниковая навигация, как составная часть сервисов на основе определения местоположения (LBS), будет продолжать развиваться и совершенствоваться во всем прогрессивном мире наряду с развитием других методов позиционирования – навигации по маякам ближнего радиуса действия и точкам доступа, инерциальных системы определения местоположения, триангуляции по сотовым вышкам и прочие», – отмечает Игорь Кузнецов, технический директор международных проектов НП «ГЛОНАСС».

Владимир Климов, исполнительный директор  Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», видит стратегическое развитие навигации на нескольких уровнях самой группировки ГЛОНАСС и ее наземного применения. «Мы сейчас работаем над стратегией навигационной деятельности РФ. Необходимо поддержание орбитальной группировки ГЛОНАСС, развитие наземной инфраструктуры, включая потребительское оборудование, а также приложения к нему. Сейчас   развивается технология высокоточной навигации, которая может быть применена практически во всех сферах экономики Российской Федерации.  Данная технология позволит предоставлять  более качественные услуги для всех групп потребителей, в том числе в тех областях, где ранее это было недоступно  – внутри помещения, под водой, в космическом пространстве. Это позволит существенно расширить круг  потенциальных потребителей и эффект от применения навигационных технологий».

По словам Василия Шпака, генерального директора АО «НИИМА «Прогресс», в ближайшие 2-5 лет основными драйверами мирового развития навигационной отрасли станут повсеместное использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), развитие беспилотной автомобильной индустрии и робототехники в целом в интересах массового потребителя. При этом эксперт отмечает основную проблему развития навигационного рынка для российских предприятий такую, как недостаток инвестиций в разработку конкурентоспособной российской продукции для продажи на мировом навигационном рынке. 

Необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют сложности с внедрением одной из трендовых технологий v2x (обобщенное название технологий автономного взаимодействия между участниками дорожного движения и дорожной инфраструктурой: v2i – vehicle-to-infrastructurev2– vehicle-to-vehiclev2– vehicle-to-pedestrian и др). Эксперты отмечают, что пока в России этой теме уделяется недостаточное внимание, а проекты по теме v2активно не реализуются. Александр Гурко, президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС», говорит: «С 2014 года в США реализуются и активно финансируются проекты для отработки технологий автомобиль-автомобиль, автомобиль-инфраструктура, автомобиль-пешеход. Там же к 2019 году планируется все новые автомобили оснащать технологией v2x, что позволит снизить аварийность на автодорогах на 80%. Пилотные проекты запущены в нескольких штатах и городах. Например, в Орландо в проекте участвовало более 2 800 единиц транспорта, больше 100 км дорог оборудовано для отработки технологий, создана нужная инфраструктура. В Европе реализуется пилотный проект Drive c2x с 2011 года. В нем участвуют 90 компаний, совершено более 30 тысяч поездок, пройдено около 2 млн км, задействовано 760 водителей, 260 единиц транспорта. В пилотах участвуют автопроизводители, IT-компании, разработчики бортовых систем, телекоммуникационные операторы. На сегодняшний момент приняты уже сотни стандартов в этой области в Евросоюзе и США. На наш взгляд, необходимо значительно ускорить этот процесс и в России, вовлечь большое количество участников в проекты, которые сейчас реализуются в рамках Автонет, и, возможно, инициировать новые проекты в этой области».

В области разработки потребительских навигационных устройств, как и в предыдущие годы, все движется к мультисистемности. Полномасштабно функционирует российская спутниковая группировка ГЛОНАСС и американская GPS, активно развиваются китайская Beidou и европейская Galileo, активизировалось развитие индийской IRNSS.

Александр Соколов, заместитель директора по развитию НПП «ИТЭЛМА», так характеризует основные тенденции развития навигации: «Основная тенденция на ближайшие  2-5 лет, состоит в том, что навигационные приемники станут мультсистемными – с поддержкой 4-х  спутниковых систем, и более автономными – смогут определять координаты в помещениях, без видимости неба. А также увеличиться их точность, до десятков сантиметров, уменьшатся размеры, сократится потребление энергии. Это позволит встраивать их куда угодно как неотъемлемую часть экосистемы Интернета вещей».

Александр Соколов также отмечает, что сегодняшняя проблема отрасли состоит в том, что отсутствует законодательная база, регулирующая новые направления в отрасли  умное страхование, беспилотный транспорт, «умный город». По его оценке, это серьезно сдерживает развитие отрасли.

Говоря о проблемах законодательной базы, стоит отметить непосредственную зависимость развития отрасли от этого аспекта. По словам Платонова Андрея, заместителя генерального директора навигационного холдинга СпейсТим, развитие навигационных технологий в регионах, например, активно продолжается, но напрямую зависит от окончательного формирования нормативной правовой базы, в том числе от принятия новой редакции ФЗ «О навигационной деятельности». Также от гармонизации региональных навигационно-информационных систем на основе ГЛОНАСС с федеральными проектами – системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, системой взимания платы с автомобилей массой свыше 12 тонн и проектом Безопасный город (регион).

Кандауров Александр, к.т.н., заместитель генерального директора по научной работе НИИ Прикладной телематики, делает ставку на развитие нормативной правовой базы в отрасли. «Одним из условий обеспечения безопасности и пропускной способности автомобильных дорог является поддержание необходимого уровня технической готовности и безопасности инженерных сооружений, находящихся на территории этих дорог. Бурное развитие технических средств, применение которых возможно в этих целях, в современных условиях обуславливает необходимость создания нормативной и методической базы внедрения технологий и оборудования в рамках автоматизированных процессов мониторинга технико-эксплуатационного состояния инженерных сооружений на автомобильных дорогах. Поэтому разработка серии национальных стандартов и отраслевых дорожных методических документов, посвященных регламентации этих вопросов, является крайне актуальным и важным», – отмечает эксперт.

Для новых российских навигационных проектов рынок также открыт. Один из ярких примеров конкурс навигационных стартапов. Александр Бондаренко, руководитель службы международного развития НП «ГЛОНАСС», комментирует, делая ставку на высокий потенциал молодых команд и их роль в развитии навигационного рынка, что одним из ярких и интересных событий форума были питч-сессии навигационных стартапов:

«Навигационный форум и выставка Навитех ежегодно собирают лидеров рынка навигационных услуг. С удовлетворением можно отметить, что, помимо традиционных телематических решений, представленных на форуме, мы увидели и новые технологии, идеи и решения, представленные молодыми командами в конкурсе инновационных проектов. Большинство представленных технологий и продуктов имеют существенный экспортный потенциал и могут применяться как в России, так и за рубежом. НП «ГЛОНАСС» будет оказывать максимальную поддержку этим компаниям на внутреннем рынке и за его пределами», – отмечает эксперт.

Владимир Пучков, старший проектный менеджер Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково», рассматривая навигационную отрасль, выделил два основных тренда. Первый тренд – это комплексирование навигационных данных, полученных от различных источников: GNSS/RNSS, беспроводных сетей (Wi-Fi, BT, Zigbee), MEMS, магнитных полей. Второй тренд, только начинающий формироваться благодаря развитию таких рынков, как БПЛА, IoT, V2X и массовому  применению технологий 3D лазерного сканирования, это возможность выхода на новый уровень относительного и абсолютного позиционирования с использованием новых данных, получаемых от инфраструктуры: маяков BTLE, базовых станций высокоточной навигации, псевдо-спутников, данных высокоточной 3D картографии. По мнению эксперта в ближайшие 5 лет должно произойти достаточное оснащение инфраструктуры, которое позволит сформироваться единому «полю»  высокоточной навигационной информации, хотя бы на том же уровне качества и охвата, на котором сейчас доступен сигнал сотовой связи.     

При этом Владимир Пучков обращает внимание на такую проблему российского рынка, как большой процент (95-99%) импортных или  локализованных с применением импортных чипсетов навигационных модулей. Развитие рынка такое положение дел конечно не остановит, но экономический и научно-технический эффект от роста внутреннего навигационного рынка будет значительно скромнее», – комментирует Владимир. 

Но при рассмотрении в целом рынка навигационных услуг эксперты отмечают, что главными игроками все равно будут оставаться именно российские компании. Алексей Смятских, генеральный директор навигационного холдинга СпейсТим говорит: «Риск того, что зарубежные компании займут существенную долю российского рынка, я оцениваю как невысокий. Все более-менее серьезные заказчики – а это средние и крупные российские компании – хотят видеть не просто навигационное оборудование, а систему, которая отвечает их бизнес-требованиям и решает их бизнес-задачи. Поэтому предлагать просто оборудование – бессмысленно. Нужно предлагать систему, которая работает с учетом российской специфики в целом и специфики отдельных отраслей и предприятий, в частности. Российские компании, как раз, и отличаются тем, что предлагают заказчику комплексные системы – не только оборудование, но и программный продукт, адаптированный под российские условия. Преимущество иностранных компаний может быть  только в ценовом предложении. Если это крупная копания, которая производит сотни тысяч единиц оборудования и продает их по всему миру, очевидно, что она может иметь преимущество перед российскими компаниями: российский навигационный рынок небольшой и сейчас раздроблен между несколькими десятками участников, каждый из которых производит по несколько десятков тысяч единиц оборудования. Преимущество иностранцев – в эффекте масштаба».